воскресенье, 10 февраля 2013 г.

джазовые песни для гитары

В 40 50-е годы в число ведущих исполнителей на джазовой гитаре выдвинулись Виктор Миронов (джаз-оркестр под руководством Л. Утесова), Бо]рис Фельдман (джазовой коллектив Всесоюзного радио под руководством А. Цфасмана). Оригиналь]ными работами отмечено творчество известного в свое время гитарного дуэта в составе Алексея Яку]шева и Алексея Кузнецова (старшего).

В джазовом искусстве нашей страны гитара ис]пользуется примерно с 30-х годов. Одним из пер]вых известных советских исполнителей на этом ин]струменте стал Алексей Алексеевич Кузнецов (1913 1977; отец автора этих строк), работавший с 1938 года в Джаз-оркестре Союза ССР под руко]водством В. Кнушевицкого. Уже в те предвоенные годы популярность А. Кузнецова была достаточно широка. Во время Великой Отечественной войны он, как и многие советские артисты, в составе фрон]товых бригад постоянно выступал на передовой пе]ред бойцами и командирами Красной Армии.

Русский советский джазовый гитарист Алексей Кузнецов (1913 1977)

Интересными находками, поисками новых средств выразительности отмечено творчество це]лого ряда европейских джазовых гитаристов: Ру]дольфа Дашека из Чехословакии, Ярослава Сме]таны из Польши, Филиппа Катаринэ из Бельгии, Тото Бланке из ФРГ, Рунэ Густавсона из Швеции, Дэрэка Бейли из Англии и других.

70-е годы ознаменовались резким возрастанием интереса к джазовой гитаре. В это время на кон]цертной эстраде появляются Лэрри Кориелл, Джон Маклафлин, Джон Аберкромби, Ли Ретэнор и др. В число видных джазовых музыкантов выдвинулся американец итальянского происхождения гитарист Джо Пасс, сумевший на основе традиций раннего джазового исполнительства создать свой собствен]ный стиль.

В 60-е годы значительные творческие достиже]ния в искусстве игры на джазовой гитаре связаны с именем негритянского гитариста Уэса Монтгоме]ри, внесшего существенные изменения в технику исполнения правой рукой (использование большого пальца в игре октавой). Его исполнительской манере были свойственны необыкновенная глубина и теплота звучания.

Американский джазовый гитарист Уэс Монтгомери (1923 1968)

Создателями нового оригинального стиля «Босса-нова» явились в 50-е годы два прекрасных гита]риста: Лауриндо Альмейда (Бразилия) и Чарли Берд (США), соединивших традиционные бразиль]ские мелодии и ритмы с джазом.

Видным исполнителем на электрогитаре был Чарли Кристиан, выступавший с оркестром и сек]стетом Бенни Гудмена. Талантливейший артист, проживший всего 23 года (умер в 1942 г.), он ока]зал значительное влияние на джазовых гитаристов своей манерой исполнения, отличительными черта]ми которой были мелодическое и ритмическое мастерство. Последователем Ч. Кристиана стал та]лантливый американский гитарист Барни Кессел, для искусства которого самым характерным был свинг. Заметными фигурами в мире джаза также были гитаристы Тэл Фарлоу, Джимми Рэйни, Джим Холл, Хэрб Эллис, Кении Барэлл.

Американский джазовый гитарист Барни Кессел (1923 2004)

Важнейшим этапом в эволюции джазовой гита]ры явилось применение электроусилителя. В 1935 году несколько исполнителей стали играть на электрогитаре, а с 1939 года этот инструмент стал применяться многими музыкантами.

Творческие достижения талантливых джазовых музыкантов американцев Лонни Джонсона и Эдди Лэнга, бельгийского гитариста Джанго Рейнхардта значительно усилили интерес к гитаре в джазе.

Гитаре всегда принадлежала важная роль в джазовом исполнительстве, где она использовалась как сольный инструмент.

Для развития джаза характерно наличие разно]образных стилистических течений: архаический джаз, классический, латиноамериканский, афро-ку]бинский, джаз-рок, авангард, фри-джаз и т. д. Не оставался неизменным и инструментарий джазовых коллективов и исполнителей, проделавший путь от примитивных инструментов африканского проис]хождения до музыкальной техники, использующей последние достижения электроники.

Искусство джаза имеет почти столетнюю исто]рию. Возникнув в недрах афро-американской музы]кальной культуры, джаз достаточно быстро рас]пространился по свету, постоянно видоизменяясь, наполняясь (в той или иной степени) националь]ным содержанием, оказывая определенное влия]ние на развитие традиционных музыкальных жанров.

Современная эстрадная гитара

Опубликовано автором

Из истории джазовой гитары

Блог о русской и советской культуре

Из истории джазовой гитары | Русские песни. История. Культура. Современность

Комментариев нет:

Отправить комментарий