воскресенье, 10 февраля 2013 г.

профессиональное общение в экстремальных ситуациях

повышение профессиональной компетентности преподавательского состава на базе решения актуальных научных задач, проблемно-ориентированных на развитие такой наукоемкой отрасли как ракетостроение и подготовка в ходе выполнения НИР новых научно-педагогических кадров высшей квалификации из числа аспирантов кафедры;

На пути достижения этой цели успешно реализовались два основных направления такого внедрения:

Целью внедрения результатов НИР в учебный процесс является повышение качества профессионально-компетентностной подготовки, а в конечном итоге конкурентоспособности выпускников кафедры ракетостроительного профиля на рынке интеллектуального труда в наукоемких отраслях промышленности.

Прочные учебно-производственные и научные связи с предприятиями ОПК, являющимися работодателями, позволяют наладить обратную связь в образовательном процессе в части оценки качества подготовки выпускников.

Так как выполнение НИР совпало с периодом перехода высшей школы с ГОС второго поколения на ФГОС третьего поколения [2], то возникла уникальная возможность использовать результаты НИР для содержательного совершенствования учебного процесса на основе компетентностного подхода к подготовке специалистов по указанным выше специальностям.

Большой педагогический и научный опыт работы научного руководителя, прошедшего классический путь научно-педагогического становления: инженерная подготовка по специальности «Производство ЛА», практика работы в проектном КБ, аспирантура, преподавательская деятельность (доцент, профессор), совмещенная с руководством НИР в течение более чем 30 лет; многолетний опыт руководства учебной и научной работой ведущей многопрофильной кафедры оборонного профиля в качестве ее заведующего и проректора по учебной работе многопрофильного вуза позволили системно подойти к внедрению результатов НИР в учебный процесс, взяв на себя обязанности системного менеджера в этом вопросе.

Наличие в творческом коллективе, выполняющем контракт, полного спектра возрастных категорий различной педагогической (ассистенты, доценты, профессора) и научной (аспиранты, кандидаты и доктора наук) статусности; изначально мотивированный на НИР профессорский состав базовой кафедры с различной научной специализацией и наличие молодежного преподавательского ядра позволило создать эффективно работающую творческую среду, открытую для личного компетентностного роста членов коллектива и совершенствования учебного процесса.

Трехлетний временной период выполнения НИР вполне достаточен для создания задела системного планомерного внедрения их результатов в учебных процесс во время выполнения НИР и в последующий период.

Уникальная многопрофильность базовой кафедры, на основе которой сформирован научный коллектив для выполнения НИР, обеспечивает широкую творческую площадку для внедрения результатов НИР в учебный процесс [1].

Тематика НИР по госконтракту содержательно охватывает все направления подготовки специалистов базовой выпускающей кафедры.

Объективными предпосылками эффективного внедрения результатов НИР в учебный процесс являлись следующие моменты:

Такой подход использовался руководителем при планировании НИР «Обоснование и разработка системной совокупности проектных решений, направленных на повышение баллистической эффективности летательных аппаратов ближней зоны», по госконтракту 14.740.11.0127, проводимой в Тульском государственном университете на кафедре «Ракетостроение», которая осуществляла подготовку специалистов по трем специальностям оборонного профиля: «Ракетостроение», «Ракетные двигатели», «Баллистика». Ныне ее преемница ведет подготовку в соответствии с ФГОС по специальностям: «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов», «Проектирование авиационных и ракетных двигателей» и направлению «Баллистика и гидроаэродинамика», т.е. кафедра является многопрофильной.

Учитывая то обстоятельство, что учебный процесс и проведение научных исследований в высшей школе должны быть неразрывно связаны между собой и, особенно в университетах, вполне естественно их взаимопроникновение, развитие и обогащение на этой основе. Серьезные научные исследования могут успешно осуществляться начинающими исследователями только на основе глубоких общетехнических и специальных знаний, полученных ими в ходе учебного процесса. В свою очередь системные научные исследования укрепляют полученные знания и позволяют приобрести ряд профессиональных компетенций, необходимых молодым специалистам. Следовательно, планирование, как учебного процесса, так и научных исследований в вузе должно, несомненно, учитывать это обстоятельство. Наиболее эффективно решить задачу такого внедрения возможно только при наличии всесторонне продуманного его планирования еще на стадии заключения контрактов и постоянной его конкретизации и дополнения в процессе выполнения НИР. При этом весьма важным является уже на этапе планирования НИР создать объективные предпосылки успешного внедрения результатов научных исследований в развитие и совершенствование учебного процесса.

Одним из требований государственных контрактов по ФЦП является эффективное внедрение результатов НИР в учебный процесс.

В настоящее время Федеральная целевая программа (ФЦП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. 568 [5], входит в завершающую стадию. Основной ее целью является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, и, как следствие, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. Результатом, очевидно, становится повышение квалификации кадрового потенциала и уровня подготовки молодых специалистов для приоритетных в Российской Федерации отраслей промышленности.

1. ФГБОУ ВПО "Тульский государственный университет"

Ветров В.В. 1, Фомичева О.А. 1

О ЦЕЛЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЦП «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ» НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР ПО МЕРОПРИЯТИЮ 1. 1 В ОБЛАСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Педагогические науки

О ЦЕЛЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЦП «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ» НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР ПО МЕРОПРИЯТИЮ 1. 1 В ОБЛАСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ - Педагогические науки - Современные проблемы науки и образования

Комментариев нет:

Отправить комментарий