среда, 6 февраля 2013 г.

харьков в техникуме вакансии преподавателя

Однако жизнь пока еще текла в мирном русле. В училище студенты готовили по два оперных вечера, симфонических и камерных концертов в месяц. В одном из них М.Ю Зубов должен был исполнять партию фортепьяно в «Трио» Рахманинова. Сам же он продолжал писать «Поэму» для двух роялей, закончил ее, переписал партию второго рояля, и «Поэму» исполнили, но Михаил Юльевич стал опять ее улучшать [3].

(Из семейного архива автора)

Программа концерта оркестра и учеников М.Ю. Зубова в Музыкальном училище Екатеринославского отделения Русского Музыкального общества

В 1916 году Музыкальное училище Екатеринослава переехало в новое более просторное двухэтажное здание с большими классами и светлым просторным залом. На 1-ом этаже кабинет директора и канцелярия. Из окон виден Днепр и его противоположный берег. М.Ю. Зубов помог директору выбрать для училища салонный рояль и два пианино. Учеников набралось более тысячи. Но у всех, поступивших учится во время войны и имеющих призывной возраст, должны были отобрать отсрочку от армии. И если бы их призвали, то учеников стало бы меньше человек на 200, но у Михаила Юльевича все равно осталось бы 60. Ему еще пришлось занять должность инспектора, т. к. все надеялись, что он «заведет в училище такую же дисциплину, как у себя в классе». Кроме того, М.Ю. Зубов исполнял обязанности секретаря Художественного совета училища и писал протоколы заседаний, а во время отъезда директора замещал его и делал еще массу официальных дел [3].

На Рождество 1915 года Михаил Юльевич съездил в Кузнецово. А в феврале Екатеринослав посетил Николай II. По этому случаю три дня занятий в училище не было, и все учебные заведения стояли со знаменами на проспекте. Оркестр и солисты училища дали концерт в пользу госпиталя на передовой позиции. Весной М.Ю. Зубов опять играл в училище соло все второе отделение: два этюда Листа, «Прелюдию» и три этюда Шопена, «Сады под дождем» Дебюсси (очень понравилось) и свои «Скерцо», «Элегию» и «Баркаролу». Лето провел в Кузнецове, где готовился к сольным концертам будущей зимы [3].

Что же касается ученических концертов в арендуемом зале Английского клуба, то дирекция не собиралась их продолжать, т. к. «каждый приносил самое меньшее 50 рублей убытка. Доходило даже до 300 рублей». М.Ю. Зубов составил программу концерта, возможного в училищном зале, «сказал, что в случае дефицита» платит «из своего кармана, что цены должны быть на места в 20, 30, 40 копеек и т. д., но не дороже одного рубля... Сбор (чистый), если будет, то в пользу раненых или семейств запасных». Такие концерты планировались ежемесячно под маркой мероприятий Екатеринославского отделения Русского Музыкального Общества. Директор согласился. И в то время как на концертах училища в клубе никого почти никогда не бывало «тут вдруг полный зал, и все билеты проданы. Многие приходили и должны были... уйти домой». Валовой сбор оказался 70 рублей и за вычетом расходов не менее 45-ти. На первом концерте М.Ю. Зубов исполнил «Аппассионату» Бетховена. На других играл сочинения Скрябина, «Гондольеру» и «Лезгинку» из оперы «Демон» Рубинштейна, «Вальс» Чайковского, «Прелюдию» Лядова и (или) «Колыбельную», «Ноктюрн» и «Полонез» Шопена и свои сочинения. Слушатели специально приходили послушать именно его игру и созданные им произведения, преподносили цветы. «Таким образом вышло, писал Михаил Юльевич, что наше Отделение проявляет усиленную концертную деятельность в небывалом размере; раненые и семейства запасных получают доход; мы, преподающие, шлифуемся, чтобы не прокиснуть и не застояться; публика, настоящая публика, имеет возможность (цены доступны) послушать серьезную хорошую музыку. На концерт явились никогда никуда не показывающиеся члены нашего Общества. Теперь по этому случаю для них оставляют 1-ый ряд» [3].

Тем не менее, жизнь продолжалась. Михаил Юльевич весь день был занят в училище; исполнял должность товарища (помощника) председателя комитета по сбору пожертвований на памятник П.И. Чайковскому и иногда даже замещал директора. Домой возвращался в 10-ом часу, садился за рояль учить «Концерт для фортепьяно с оркестром» Рубинштейна для училищного симфонического концерта или сочинять. В это время он работал над двумя поэмами для двух роялей [3].

Н. В. Лукина. Вологодские дворяне Зубовы

Комментариев нет:

Отправить комментарий